Чтобы продавать технические средства – мультиварки, посудомоечные машины, кухонные комбайны, телевизоры и другие – по закону нужно пройти сертификацию бытовой техники и получить разрешительные документы на их реализацию. О том, какие регламенты действуют в отношении бытовой техники и какие документы нужны для ее продажи, где их оформить, сколько это стоит и как все это сделать, рассказываем в статье.
В какую категорию товаров входит бытовая техника
Бытовая приборы – сушильные шкафы, электрические чайники, сушилки для фруктов и овощей, видеокамеры, фотоаппараты, домашние кинотеатры и т.д. – относятся к техническим товарам. Продавать их можно только после проверки на предмет соответствия техническим регламентам Таможенного Союза.
Если вы не оформите разрешительный документ, можно получить денежный штраф в размере до 600,000 рублей, а также приостановление работы организации на срок до 3 месяцев и изъятие товара.
Какие регламенты действуют в отношении бытовой техники
В отношении бытовой техники действует ряд регламентов. Изучить их можно в таблице ниже.
Номер регламента | На какую технику распространяются |
ТР ТС 004/2011 | Низковольтное оборудование (ноутбуки, компьютеры, бытовая техника и аппаратура (микроволновые печи, миксеры, мясорубки, кофемолки, утюги и т.д.) |
ТР ТС 010/2011 | Оборудование, машины (заводские машины, техника промышленного типа) |
ТР ТС 016/2011 | Техника, для которой требуется газообразное топливо (газовые плиты, духовки, водонагреватели, воздухонагреватели, конвекторы и т.д.) |
ТР ТС 018/2011 | Колесные транспортные средства и запчасти к ним |
ТР ТС 020/2011 | Технические средства, способные создавать электромагнитные помехи или качество работы которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех (электрические аппараты и приборы бытового назначения, ПК, техника, подключаемая к ПК, электроинструменты, музыкальные инструменты) |
ТР ТС 031/2012 | Сельхозтехника и запчасти к ней |
ТР ТС 032/2013 | Техника, работающая под избыточным давлением (баллоны, сосуды, трубопроводы) |
ТР ЕАЭС 037/2016 | Радиоэлектронные и электротехнические товары (электротехника и приборы бытового значения, ПК и подключаемые к ПК устройства (принтеры, сканеры и т.д.), средства электросвязи (стационарные и мобильные телефоны), копировальная техника, электроинструмент, музыкальный электроинструмент, источники света и световое оборудование, кассовые аппараты, кабели, провода, шнуры, выключатели и УЗО и т.д. |
Независимо от того, какую бытовую технику вы будете продавать – кухонные вытяжки, кухонные весы, яйцеварки, хлебопечки, электрошашлычницы, йогуртницы, пароварки, электрические точилки для ножей, часы, будильники, игровые приставки, фены, машинки для стрижки волос, компьютеры, ноутбуки и т.д. – делать это можно только после прохождения сертификации и их проверки на соответствие как минимум одному, а то и нескольким техническим регламентам из таблицы выше.
Технические регламенты актуальны не только для РФ, но и для остальных стран, входящих в ЕАЭС (Евразийский экономический союз). Это Армения, Киргизия, Беларусь и Казахстан. Разрешительные документы на соответствие этим регламентам можно использовать в каждой из стран ЕАЭС.
Какие документы, подтверждающие безопасность и качество, нужны для продажи бытовой техники
Прохождение сертификации кондиционеров или другой бытовой техники подтверждается сертификатом соответствия или декларацией соответствия. Узнать, какой конкретно документ нужен для вашего товара, можно, обратившись к регламенту, на соответствие которому продукция должна быть проверена.
Часто случается так, что один регламент предусматривает для товара декларацию соответствия, а другой регламент – сертификат соответствия. Так, например, в регламентах ТР ТС 004/2011 (на низковольтное оборудование) и ТР ТС 020/2011 (на технические средства, создающие электромагнитные помехи) очень много товаров совпадают.
Если у вас такой случай, нужно оформить оба документа. Альтернативный вариант – сделать один сертификат соответствия, в котором будет подтверждено, что товар отвечает требованиям обоих регламентов.
Чем отличаются декларация и сертификат
Декларация соответствия не имеет единой формы. Она оформляется на листе А4, информация в нее добавляется от имени заявителя.
Сертификат должен быть оформлен на официальном бланке аккредитованного центра сертификации, в которой вы получаете документ. У него должна быть высокая степень защиты от подделок. Информация в этот документ добавляется от имени выдающей его организации. Она же несет ответственность за то, что в сертификате указаны достоверные сведения.
В сертификатах и декларации указываются следующие сведения:
- номер документа;
- точное наименование товара;
- коды, присвоенные товару в классификаторах;
- наименование организации, выдающей документ, ее реквизиты и информация о ней;
- аналогичные сведения о заявителе;
- номера протоколов лабораторных исследований, проводившихся для проверки товара;
- сведения об лаборатории, выполнявшей проверку;
- список нормативов, на соответствие которым проверяется товар;
- срок действия сертификата/декларации и дата получения.
Срок действия сертификатов и деклараций составляет от 1 до 5 лет, в зависимости от типа товара. Это условие актуально для продукции, выпускаемой серийно. Если же это единичное изделие, срок действия для него не устанавливается.
Если для вашего товара оформляется только декларация, вы можете дополнительно оформить добровольный сертификат соответствия. Это необязательный документ, получаемый по желанию продавца. Часто его заказывают, чтобы повысить уровень доверия клиентов, если они попросят такую бумагу.
Где и как оформить сертификат или декларацию соответствия на бытовую технику
Самостоятельно провести сертификацию холодильников, морозильных камер или любых других товаров продавец не имеет права. Для этого ему потребуется обратиться в организацию, занимающуюся ее проведением и оформлением разрешительных документов.
Какие организации занимаются оформлением сертификатов и деклараций
Проведением сертификации стиральных машин и другой бытовой техники занимаются центры сертификации. Таких организаций много, и вы можете выбрать ту, что расположена ближе всего к вам или ту, у которой более низкие цены. Важен лишь один нюанс: центр сертификации должен иметь государственную аккредитацию.
Чтобы проверить наличие аккредитации у центра сертификации, перейдите по ссылке pub.fsa.gov.ru/ral и в строке поиска укажите ИНН или наименование организации, а затем нажмите «Найти». На экране появится информация о центре сертификации. Если в поле «Статус» есть зеленая галочка, это значит, что аккредитация пройдена.
Если организация отсутствует в реестре аккредитованных лиц или же в поле «Статус» у нее виден красный кружок с красным квадратом внутри, не стоит доверять ей оформление документов.
Какие документы нужно предоставить
После выбора организации вам потребуется предоставить ей документы для оформления декларации или сертификата.
У разных центров сертификации списки документов отличаются, но обычно в них входят:
- сведения о товаре (наименование, коды ТН ВЭД, ОКПД2);
- информация о заявителе (ИНН, ОГРН, реквизиты, устав);
- сведения о производителе (название организации/ФИО ИП, реквизиты, юридический и фактический адреса);
- техническая документация;
- контракт на поставку (для импортеров).
Чтобы узнать точно, какие еще документы нужны для оформления сертификата или декларации, позвоните или напишите в центр сертификации. Вы можете связаться с несколькими организациями и задать им этот вопрос, а также узнать цену и продолжительность процедуры. Это позволит вам выбрать лучший вариант из имеющихся.
Стоимость услуги
Единой цены на оформление сертификата или декларации нет. Каждый центр сертификации сам устанавливает цены на свои услуги. Средняя цена – 10000-15000 рублей, она может быть выше или ниже у разных организаций и в зависимости от товара.
Срок оформления документа, в среднем, 12-14 дней.
Порядок оформления документа
Оформление сертификата соответствия выполняется по схеме:
- Выбрать аккредитованный центр сертификации и обратиться туда, чтобы узнать цену процедуры, время выполнения, а также какой пакет документов нужно для этого предоставить.
- Подать заявку и предоставить все необходимые документы.
- Центр сертификации проверяет документы на подлинность и при необходимости запрашивает дополнительные.
- По запросу центра сертификации предоставить образцы бытовой техники для проведения исследований.
- Проведение лабораторных исследований на предмет соответствия техническим регламентам.
- Анализ состояния производства (необходим для схемы 1C).
- Оформление протоколов по результатам исследований.
- Анализ протоколов, заполнение сертификата (если бытовая техника успешно прошла испытания) и выдача заявителю;
- Нанесение маркировки (единого знака обращения).
- Инспекционный контроль продукции, на которую выдан сертификат, если документ действует более 1 года.
Весь процесс занимает до двух недель, в зависимости от типа товара и количества исследований, проведение которых необходимо для выдачи разрешительного документа.
Стоит упомянуть, что оформление сертификатов соответствия может проходить по нескольким схемам.
Схема 1С (выше) применяется при оформлении разрешительных документов на серийный выпуск продукции. Выдаются они на срок от 1 до 5 лет.
Еще две схемы, 3C и 4С, применяются, если вам нужно пройти сертификацию на отельную партию (3С) или единичный товар (4C). Это актуально, если вы импортируете товары из-за рубежа. Разрешительные документы оформляются только на эту партию/товар и действуют до окончания работы с ними (завершения продаж). Отличаются схемы 3C и 4С от схемы 1C тем, что у них отсутствуют инспекционный контроль и анализ состояния производства.
Для деклараций соответствия применяются другие схемы.
Схемы 1Д и 3Д применяются для серийно выпускаемых товаров. Документы выдаются на срок от 1 до 5 лет. Этапы:
- Сбор заявителем технической документации, предоставление в центр сертификации и анализ.
- Проведение заявителем производственного контроля.
- Испытание образцов продукции (схема 1Д – в аттестованной лаборатории по выбору заявителя, 3Д – в независимой аккредитованной лаборатории).
- Оформление и регистрация декларации о соответствии.
- Нанесение маркировки.
Схемы 2Д и 4Д предназначены для партий продукции или единичных товаров. Сам процесс проходит по тем же этапам, что и в случае с предыдущими схемами, за исключением этапа 2. Документы выдаются до окончания продажи.
Схема 6Д предназначена для серийно выпускаемых товаров и требует обязательного подтверждения внедрения СМК (системы менеджмента качества). Проверка образцов проводится в независимой аккредитованной лаборатории. Документ выдается на срок до 5 лет.
Этапы:
- Сбор заявителем технической документации (обязателен сертификат на систему менеджмента, подтверждающий соответствие СМК требованиям в техническом регламенте), предоставление в центр сертификации и анализ.
- Проведение заявителем производственного контроля.
- Исследования в аккредитованной лаборатории.
- Оформление декларации о соответствии и регистрация.
- Нанесение маркировки на товар.
Далее проводится регулярный инспекционный контроль за стабильной работой СМК органом по сертификации, оформившим сертификат СМК.
Узнать, какие схемы сертификации для деклараций и сертификатов соответствия нужны для вашего товара, можно в техническом регламенте или в центре сертификации.
Чтобы продавать бытовую технику, оформите декларацию или сертификат соответствия – разрешительные документы, подтверждающие, что товар отвечает требованиям технических регламентов ЕАЭС. Для этого нужно обратиться в аккредитованный центр сертификации, узнать, какой пакет документов необходимо предоставить, а затем передать их вместе с образцами товаров. Организация проверит документы, проведет лабораторные исследования товаров и, если они отвечают техническим регламентам, выдаст сертификат или декларацию заявителю. Оформление разрешительных документов занимает до 2 недель, цена, в среднем, 10,000-15,000 рублей в зависимости от организации и от вида товара.