Отказное письмо для маркетплейса рекомендуется оформить любому продавцу, если его товар не нуждается в обязательной сертификации. О том, что это за документ, как выглядит, для каких товаров необходим, какая организация его выдает и как его получить, рассказываем в статье.

Что такое отказное письмо для маркетплейса

Чтобы продавать на маркетплейсах, вам потребуются документы, гарантирующие безопасность ваших товаров. Если они не подлежат обязательной сертификации или декларированию, для них следует сделать отказное письмо.

    Получить документ срочно Мы онлайн

    Отказное письмо (далее по тексту – ОП) – это документ, подтверждающий, что для конкретного отечественного или зарубежного товара не требуются сертификаты или декларации соответствия. Выдает его уполномоченная организация – орган сертификации. Если вы – производитель или продавец таких товаров, то должны показывать ОП по запросу торговой площадки (например, маркетплейса), клиентов или контролирующих органов (например, Роспотребнадзора).

    Оформление документа доступно для ИП, организаций и для самозанятых. Получить его не могут физлица или иностранные компании.

    Вы оформляли отказное письмо для маркетплейса для своего товара?
    Да, оформлял
    15.38%
    Нет, работаю без него
    46.15%
    Не знаю, нужно оформлять его или нет
    30.77%
    Я не продавец
    7.69%
    Проголосовало: 13

    Как выглядит документ, и какая информация указывается в нем

    ОП не имеют образцов или установленных форм, поэтому сертификационные центры оформляют их по-разному, чаще всего на фирменном бланке организации, заверенном печатью и подписью специалиста, подготовившего документ.Пример отказного письма

    В отказном письме для Яндекс Маркета, Озон, Вайлдберриз или других маркетплейсов должны быть:

    • информация о сертификационном центре, оформившем документ;
    • наименование организации или ФИО человека, обратившегося за ОП;
    • дата оформления;
    • исходящий номер документа;
    • информация о продукции и ее коды ТН ВЭД и ОКПД 2;
    • обоснование, почему продукции не нужны сертификаты и декларации соответствия (ссылки на нормативные и законодательные документы);
    • печать организации, выдавшей ОП.

    В отказном письме на товар для Озон или другого маркетплейса также может быть указан срок его действия, но это необязательное условие.

    Получателем ОП выступает только одно юридическое лицо. Пользоваться им может только тот человек, на которого оно сделано, поэтому использовать отказное письмо на чужое имя нельзя.

    Владелец ОП может оформить доверенность, передающую право на использование документа. В редких случаях вместо нее заключается договор. Если вы закупаете товар у поставщиков и перепродаете на маркетплейсе, вы можете попросить у производителя оформить на вас такую доверенность. Однако, если вы продаете разные товары от различных поставщиков, в том числе и с АлиЭкспресс, вам проще обратиться в сертификационный центр и оформить одно ОП сразу на всю продукцию, которую реализуете на маркетплейсах, т.к. в документ можно внести до 10 названий товаров, не подлежащих обязательному декларированию или сертификации. При подаче заявки нужно указать точное данные о каждом из них.

    Виды отказных писем

    ОП бывают двух типов:

    • для таможенных органов при поставке товаров, не нуждающихся в обязательном декларировании или сертификации;
    • для торговли в РФ.

    Чтобы продавать товары на маркетплейсах, вам нужен документ второго типа.

      Получить документ срочно Мы онлайн

      Для каких товаров требуется отказное письмо

      Точного списка товаров, для которых нужно ОП, нет. Негласно действует правило: если вашей продукции нет в списках товаров, подлежащих обязательному декларированию или сертификации, значит, для нее нужно ОП. При этом она не должна подключаться к электричеству и попадать под действие технических регламентов Таможенного Союза.

      Купить в Москве или в другом городе документ нужно, например, для бижутерии, если вы хотите продавать ее на маркетплейсах.

      Примеры других товаров, для которых необходимо ОП:

      • ювелирные изделия;
      • сувенирные товары;
      • маски для сна;
      • массажеры для лица и тела;
      • сантехника;
      • фурнитура, крепежные изделия;
      • садовые инструменты;
      • зеркала;
      • парики;
      • картины;
      • туристические палатки и т.д.

      Полный список товаров, для которых рекомендуется сделать отказное письмо для маркетплейса, привести невозможно, т.к. он очень большой, уточняйте у наших специалистов.

      Как узнать, какой документ, подтверждающий качество и безопасность, нужен для вашего товара

      Узнать, какой документ необходим для товара, который вы планируете продавать на маркетплейсе, можно двумя способами.

      Первый – самостоятельно изучить перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия. Если вашего товара в них нет, значит, для него необходимо заказать отказное письмо для маркетплейсов. Такой способ довольно сложен, потому что списки очень длинные и поиск информации в них займет продолжительное время.

      Второй вариант – обратиться в центр сертификации и запросить у них информацию. Вам подскажут, какой документ требуется для продажи ваших товаров, а также объяснят, сколько стоит заказать отказное письмо для Озон, Вайлдберриз или иного маркетплейса, какие нужны для этого документы и в течение какого срока оно будет готово. Лучше обратиться сразу в несколько организаций, чтобы избежать случайной ошибки.

        Получить документ срочно Мы онлайн

        Обязательно ли делать документ и как быть, если покупатель его запросит

        ОП, в отличие от сертификата или декларации соответствия, — необязательный документ, торговать можно и без него. Решать, оформлять отказное письмо на товар для Вайлдберриз и других маркетплейсов либо нет, стоит самому поставщику, потому что документ – не разрешительный, а всего лишь справочный.

        Если у вас запросит ОП маркетплейс, покупатель или проверяющий орган, наличие ОП упростит жизнь продавцу, потому что вы сможете сразу же его предоставить и продолжить дальше спокойно работать.

        Если покупатель запрашивает отказное письмо на Яндекс Маркете, в СберМегаМаркете или другом маркетплейсе, на разных торговых площадках действия продавца будут отличаться.

        На Вайлдберриз продавцу достаточно ответить, что это необязательный документ и предоставить ссылку на список товаров, для которых обязательно прохождение сертификации или декларирования.

        Озон может ответить покупателю самостоятельно, но, если человек будет настаивать, вам потребуется добавить отказное письмо в своем личном кабинете, чтобы ОП передали клиенту.

        В Яндекс Маркете ответить клиенту, что ОП необязательно, может как сам продавец, так и маркетплейс.

        Независимо от торговой площадки, если клиент будет настаивать на предоставлении ОП или возникнет спорная ситуация, маркетплейс может предложить продавцу предоставить документ, чтобы решить вопрос.

        Что будет, если продавать товар без отказного письма

        Если вы не сделали отказное письмо для Вайлдберриз или Озон и не предоставили его по запросу, торговая площадка может скрыть ваш товар до того момента, как вы оформите ОП и загрузите его в вашем личном кабинете. Все зависит от правил маркетплейса. В очень редких случаях вас могут оштрафовать, хотя юридических оснований для этого нет. Также в исключительных ситуациях может последовать блокировка продавца.

        Несмотря на то, что для начала продаж на маркетплейсах необязательно иметь ОП на товар, лучше подготовить документ еще до того, как добавить товар на сайт торговой площадки и приступить к работе. Это позволит вам избежать ситуаций и простоя, если ваш товар будет скрыт маркетплейсом до того момента, пока вы не предоставите документ.

        Кто выдает отказные письма

        Взять отказное письмо для Вайлдберриз или иного маркетплейса можно в центре сертификации. При выборе организации обязательно удостоверьтесь, что она имеет государственную аккредитацию. Для этого найдите на ее сайте реестровый номер и введите его в реестре аккредитованных лиц. Если центр сертификации имеет аккредитацию, вы увидите запись об этом.

        Самостоятельно оформить документ нельзя.

        Как оформить отказное письмо

          Получить документ срочно Мы онлайн

          Чтобы получить отказное письмо для Вайлдберриз или другой торговой площадки, вам нужно обратиться в центр сертификации и узнать, что для этого нужно. После этого составьте заявку по образцу, предоставленному организацией и предоставьте все необходимые документы по электронной почте, курьером или лично.

          Срок оформления документа обычно занимает один-два дня. После того, как он будет готов, вам пришлют его по почте, курьером или вы сможете забрать его самостоятельно. Для бижутерии и сантехники делают разные документы или вносят всё в один.

          Вы испытывали сложности с оформлением отказного письма?
          Нет, сделали очень быстро
          79.06%
          Да, делали очень долго
          4.38%
          Не оформлял отказное письмо
          16.56%
          Проголосовало: 320

          Стоимость услуги

          Бесплатно получить отказное письмо для Озон или другого маркетплейса не получится, потому что сертифицированные центры берут деньги за свои услуги. Цена обычно составляет от 3 до 6 тысяч рублей. Она зависит от типа документа и вида продукции, для которой требуется документ.

          Точную цену вы можете узнать в центре сертификации, в котором планируете оформить отказное письмо для Вайлдберриз, Яндекс Маркета, Озон или другой торговой площадки.

          Какие документы нужны

          Чтобы получить отказное письмо для маркетплейса, вам потребуется предоставить пакет документов. У разных сертификационных центров он отличается, но обычно необходимы:

          • заявление на оформление (форму предоставляет организация, в которой вы заказываете документ);
          • сведения о заявителе (ОГРН, ИНН, юридическое наименование организации, ФИО руководителя; в случае оформления отказного письма для самозанятых на Вайлдберриз или другой маркетплейс, указываются только ФИО человека и ИНН);
          • технические данные о товаре;
          • идентификационные коды вашей продукции (ТН ВЭД и ОКПД 2, посмотреть их для определенного товара можно по ссылкам);
          • учредительные документы (для юридических лиц и ИП).

          Узнать точный список документов вы можете у сертификационного центра. Предоставить их можно по e-mail или предоставить лично.

          Сколько действует документ

          Отказное письмо для Озон, Вайлдберриз или любого другого маркетплейса чаще всего не имеет срока действия. Пользоваться им можно до тех пор, пока не изменятся технические регламенты или в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию, не будут внесены изменения.

            Получить документ срочно Мы онлайн

            Если в ОП все же указывается срок действия, то обычно он составляет 12 месяцев.

            Если в документе не указана дата, до которой он работает, в обязательном порядке хотя бы раз год проверяйте, не изменились ли регламенты или перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию. Если это произошло, переоформите его, чтобы избежать разбирательств в случае, если кто-то попросит его предоставить.

            Отказное письмо – это справочный документ, удостоверяющий, что для продаваемого товара не требуется прохождение обязательной сертификации или декларирования. Он не обязателен, но все же его стоит оформить перед тем, как начать продавать на маркетплейсе, чтобы не было проблем в случае запроса документа.

            Отсутствие ОП приведет к возможной блокировке товара, а значит, простою и отсутствию продаж. Оформить его можно через аккредитованный орган сертификации, его цена – 3000-6000 рублей. Список документов, необходимых для получения, можно запросить в организации. Срок изготовления – 1-2 дня, срок действия ОП – 12 месяцев или бессрочно, но до внесения изменений в технические регламенты или в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию.